6 октября
Светлый образ: «Мир» поддержал выставку Дэниела Аршама

29 сентября в павильоне «Карелия» на ВДНХ при поддержке национальной платежной системы «Мир» открылась выставка одного из самых ярких молодых художников современности Дэниела Аршама. Он и стал нашим проводником в стерильный мир сюрреалистичных инсталляций и фигур.



Биография и темп жизни Аршама впечатляют. К 37 годам он успел показать свои архитектурные работы по всему миру (от Европы и Азии до США и Австралии), разработать дизайн магазинов для таких брендов, как Сalvin Klein, Adidas, COS, Moncler, придумать сценографию для спектаклей театра танца Мерса Каннингема, снять короткометражку с Джеймсом Франко в главной роли и загипсовать тело своего друга Фаррелла Уильямса. И вот теперь пришел брать Москву.



«ВДНХ впервые делает персональную выставку иностранного художника, производящего некоторые экспонаты внутри павильона, — говорит директор по маркетингу и коммуникациям НСПК Наталья Новошинская. — В рамках проекта мы создали партнерскую зону, куда интегрировали бренд национальной платежной системы „Мир“. Вместе с организаторами мы смогли удачно вписать минималистичный брендинг в архитектуру этой выставки».



Экспозиция, перевернувшая с ног на голову пространство павильона, называется «Архитектура в движении», и каждая ее деталь подтверждает эту изменчивую реальность. Дэниел связывает стены громадным узлом или заставляет их стекать и плавиться под тяжестью часов (единственного, кстати, черного пятна на всей выставке). Он отправляет посетителей путешествовать по бесконечному тоннелю и принуждает замереть рядом с человеком в грубых ботинках, свисающим огромным сталактитом с потолка.



В центральном холле навстречу гостям раскинула руки белоснежная фигура, а над ней проступает сквозь стену, словно хочет вырваться из нее, слово «future»... В общем, пространство «Карелии» действительно ожило и видоизменилось.



Дэниел признался, что его часто просят интерпретировать работы, рассказать, что они означают. Но художник от этого воздерживается, потому что каждый человек видит в них свое, вкладывает собственные смыслы. «Единственное — я хочу подчеркнуть, что в моих работах нет политического подтекста, — говорит Дэниел. — Меня интересуют только изменение пространства и манипуляция, игра с архитектурными формами».



Название творений мастера тоже безликие: «Руки», «Падающие часы», «Полая фигура». Ничто не должно отвлекать зрителя, навязывать ему какие-то образы, точку зрения. «Взять, к примеру „Задрапированную фигуру“, — рассказывает Дэниел, — я выставляюсь в разных странах мира, и везде эту работу интерпретируют по-своему. В Азии видят образ, связанный с буддизмом, в Европе — с католицизмом».



В начале своей карьеры Аршам создавал абстрактные работы, но после знакомства со знаменитым американским хореографом Мерсом Каннингемом в его творчестве стали появляться человеческие фигуры: «Сотрудничая с Мерсом, я понял, как тело через танец может взаимодействовать с архитектурой».



Это первая выставка художника в России, и Дэниел говорит, что ему очень повезло с помещением: он еще не работал в здании с такой богатой историей и такого масштаба. Подготовка экспозиции длилась полтора года. По всему периметру комнат были построены фальшстены, здесь же из гипса создавалась половина инсталляций, включая свисающего с потолка человека и огромный узел, который в других странах был более скромных размеров.

«Выставка Дэниела Аршама „Архитектура в движении“ — это смелый эксперимент для самого художника, для ВДНХ и для платежной системы „Мир“, — призналась пресс-секретарь НСПК Елена Бочарова. — Меня очень впечатлили экспонаты, созданные специально для московской выставки, особенно работа „Узел“, которую художник смог реализовать в полном масштабе только в России в стенах этого павильона».



Елена Бочарова (НСПК), Дэниел Аршам, Маргарита Бобровская («Россия 24») с дочерью, Анастасия Комлева (ВДНХ)



Любимое слово Аршама — «сверхъестественное». Своими работами он меняет саму природу вещей: стена превращается в материю, фигура человека множится до бесконечности, из воздуховода вытекает белое твердое нечто. «Мой четырехлетний сын очень эмоционально отреагировал на инсталляцию с этой решеткой, — признался мастер, — ему показалось, что здание плачет. Дети вообще очень непосредственно и честно на все реагируют».



На торжественном открытии выставки команда ВДНХ поблагодарила Дэниела за совместную работу и за сбывшуюся мечту показать его скульптуры в России. Затем гости вечера, которые все прибывали.и прибывали, отправились в путешествие по белоснежному миру художника, предпочитающего одеваться во все черное...

Выставка продлится до 08.01.2018.



Кристина Орбакайте



Анастасия Комлева, Александра Мордасова, Александра Лаврова (ВДНХ)



Фото: Надя Дьякова



Другие публикации в СМИ