28 ноября
Не только квадрат: «Мир» поддержал выставку Малевича

Экспозиция под названием «Не только «Черный квадрат» открылась в павильоне «Рабочий и колхозница» на ВДНХ. На выставке представлено все, что связано с художником, — от эскизов и картин до личных писем. Одним из партнеров проекта выступила платежная система «Мир».


Место проведения: ВДНХ, павильон «Рабочий и колхозница»

Выставка работает: 24 ноября 2017 — 25 февраля 2018

Подробнее: http://vdnh.ru/events/vystavki/kazimir-malevich-ne-tolko-chernyy-kvadrat/


Справа — Александра Шатских и Ивона Малевич

Куратор проекта, доктор искусствоведения Александра Шатских рассказала, что основой экспозиции стали произведения из региональных музеев и частных коллекций. Задача состояла в том, чтобы представить разные грани творчества художника — от авангарда и лубка до абстракций и реализма. Организаторы постарались показать, как основоположник супрематизма пришел к этому направлению и что еще выдающегося сделал. Словом, продемонстрировать необычного и неизвестного широкой публике Малевича.


Александра Шатских

В частности, впервые на выставке можно увидеть эскизы художника к спектаклю «Анатэма» Немировича-Данченко, который со скандалом сняли из репертуара МХТ сразу после премьеры. Православное духовенство сочло его кощунственным, так как одним из главных героев драмы был дьявол, ожесточенно споривший с богом, и в итоге постановку запретил лично председатель Совета министров Российской империи Петр Столыпин. Однако театральное издательство успело выпустить альбом с рисунками и гелиогравюрами мизансцен «Анатэмы», подписанными Малевичем. На эскизах художника Сатана напоминает Носферату из фильма Фридриха Мурнау.

Есть на выставке и работы, демонстрирующие, насколько тонким живописцем был Малевич. Среди его ранних этюдов и поздних шедевров такого рода — изображения родственников и друзей. Коллекционер Филип ван ден Хурк, например, предоставил для экспозиции портрет Елизаветы Яковлевой, созданный художником в 1932 году. Говорят, картина на выставках была всего пару раз, а до России и вовсе доехала впервые. Гордый владелец с удовольствием позирует рядом с полотном. «Храню этот портрет дома. Время от времени перевешиваю на новое место», — говорит ван ден Хурк.


Ричард Джонс и посол Нидерландов в России Рене Джонс-Бос, Ингe и Филип ван ден Хурк


Портрет Елизаветы Яковлевой

«А вам какая картина из представленных мила больше всего?» — интересуемся мы у президента Фонда Казимира Малевича и внучатой племянницы художника Ивоны Малевич. Сначала она показывает на «Косаря», написанного им в 1912 году в период увлечения кубизмом. Фигура на этом полотне словно сложена из металлических труб, лицо с треугольным носом отсылает то ли к ликам с икон, то ли к творчеству Пикассо. Но позировать Ивона решает на фоне эскизов декораций к скандальному спектаклю-опере «Победа над Солнцем». Придумали его три друга: Малевич, поэт и журналист Алексей Крученых, композитор Михаил Матюшин. Либретто оперы было написано с использованием литературного приема «заумь», когда слова деформировались, трансформировались и в итоге заменялись неразборчивым набором букв и звуков.


Ивона Малевич (справа) с сестрой


Эскизы костюмов к опере «Победа над Солнцем»

Еще одна сенсация выставки — архитектоны Малевича 1920-х годов. Это лаконичные и геометричные трехмерные гипсовые фигуры, напоминающие модели небоскребов. Они «выросли» из супрематических форм и, по задумке художника, показывали возможную архитектуру будущего.

«Целую тебя, мое милое золото, сердце мое, жена дорогая и мое счастье. Твой Казик, который любит тебя», — так писал Малевич своей третьей супруге Наталье. Семье художника на выставке посвящен отдельный зал. Здесь и «раскидистое» генеалогическое древо с краткими биографиями, и личные вещи, и многочисленные фотографии, и письма, и даже графические работы одного из братьев Казимира — Мечислава. Особое место (признаться, весьма немаленькое) отведено женщинам, сыгравшим роль в судьбе Малевича: женам, дочерям, сестрам, матери.


Справа — потомок Малевича Владимир Филонов

Отдельного внимания среди экспонатов заслуживает флакон одеколона «Северный» в виде то ли скалы, то ли айсберга, украшенный крышкой с фигуркой медведя. Казимир Малевич придумал его по заказу владельца парфюмерной фабрики «Брокар и Ko» в 1911 году. «Фактически это круглая скульптура, — говорит Александра Шатских. — И хотя в подобных работах обычно не используется жанр пейзажа, перед нами очевидно произведение пейзажное. Фигурка медведя детализирует географическую принадлежность сюжета».


Флаконы, выпущенные после смерти Малевича

Флакон ассиметричен, как и положено ледяной скале. Его стеклянные глубины украшены тонким кракелюром, символизирующим трещины льда. В витрине представлены несколько экземпляров одеколона, произведенные в разные годы. По ним можно отследить, как со временем изящность кракле уступает место геометрической имитации, а фактурность медведя все больше сглаживается. Последний флакон был выпущен в 1990-е. Попробовать аромат нам так и не удалось, но своим мнением по этому поводу поделилась Александра Шатских. По ее словам, парфюмерная композиция вышла «очень не очень», совсем не то, что работа художника.

«Большинство людей, говоря о Малевиче, вспоминают „Черный квадрат“, — комментирует Наталья Новошинская, директор департамента маркетинга и коммуникаций НСПК, оператора платежной системы „Мир“. — При этом большинство работ художника, к сожалению, не известны широкой аудитории. „Мир“ с удовольствием поддерживает ВДНХ в организации такой масштабной просветительской выставки, посвященной творчеству великого авангардиста, и дарит всем держателям карт скидку в 20% на билеты».

В целом на выставке много всего интересного, на любой вопрос посетителей о неизвестном Малевиче всегда готовы ответить гиды-ложкари. Их легко узнать по алым деревянным ложкам, пришитым к одежде. Яркий аксессуар не случаен — это дань памяти 8 февраля 1914 года. В тот день Малевич сотоварищи вышли на «футуристическую демонстрацию», которую сами же и придумали, — прогуливались по Кузнецкому Мосту с красными ложками в петлицах. Позже футуристы надевали этот столовый прибор на открытие своих экспозиций и выступления на диспутах.


Справа — Анастасия Комлева (ВДНХ)


Другие публикации в СМИ