30 декабря
Глава НСПК Комлев: Карты «Мир» должны расти за счет коммерчески успешной эмиссии

На конец 2017 года в России выпущено более 30 миллионов карт «Мир», пока львиная доля карт приходится на бюджетников и пенсионеров. Но глава Национальной системы платежных карт (НСПК) Владимир Комлев понимает, что административный ресурс исчерпаем, и чтобы стать реальным конкурентом международным гигантам Visa и MasterCard, компании нужно создать привлекательные условия для большинства россиян. Когда карта «Мир» станет проездным и студенческим билетом, о планах по программам лояльности и бесконтактных платежах, Комлев рассказал в интервью агентству «Прайм».

— Каковы результаты деятельности НСПК в 2017 году?

— План по объему эмиссии карт «Мир», который мы ставили перед собой совместно с акционером — Банком России — перевыполнен. Планировали выпуск 24 миллионов карт до конца декабря 2017 года, но сегодня их более 30 миллионов. Но количество карт — не самое главное. Нам очень хочется, чтобы карты «Мир» максимально эффективно и активно использовали.

— Насколько активно россияне пользуются картами «Мир»?

— У нас очень хорошие показатели по тем данным, которые проходят через наш операционный платежно-клиринговый центр по межбанковским транзакциям. В ноябре чуть больше 10% операций приходилось на снятие наличных, безналичные операции составляли 89%.

Это уже полноценная карта, граждане ею пользуются в полной мере, оплачивают ежедневные покупки, количество транзакций растет.

— Каков размер «среднего чека» по картам «Мир»?

— Сейчас он составляет 584,4 рубля в POS-терминалах, это в целом по России. Еще в сентябре он равнялся 606 рублей.

Самое главное, что идет здоровая тенденция не быстрого, но постепенного снижения средней суммы чека — показатель того, что карта уходит в повседневный сегмент, когда по ней совершают обычные и недорогие покупки.

— Сколько требуется времени на продвижение карт «Мир» на рынке?

— Как правило, 3-4 месяца проходит от производства карты и до того момента, когда человек начинает ею платить: сначала карта попадает в отделения банков, потом должна попасть к держателю, спустя какое-то время на нее начинают зачислять зарплату или пенсию, и только потом по карте проходят первые операции.

В начале года, не скрою, был такой период, когда карты выпускались уже довольно активно, но транзакций по ним было не очень много, и это настораживало.

Потом эта тенденция стала понятна: пока карта новая, непривычная, люди продолжают использовать свои старые карты, даже когда у них появляется «Мир». Сейчас мы опережаем свои планы и по транзакционной активности пользователей тоже.

— Какое ежедневное число транзакций по картам «Мир»?

— В среднем в день совершается порядка 3,5 миллиона операций, в ноябре было свыше 110 миллионов операций. По итогам декабря, в связи с новогодними праздниками, ожидаем большего количества операций.

— Сколько российских банков сейчас выпускают карты «Мир»?

— 154 банка. Большая часть эмиссии приходится на крупнейшие банки — Сбербанк, группу ВТБ, Газпромбанк, Россельхозбанк и ряд других.

— Будет ли выпуск карт «Мир» охватывать все банки РФ?

— Далеко не все российские банки работают в рознице и выпускают карты в принципе.

— Каково покрытие приема в России карт «Мир»?

— Участниками нашей платежной системы сейчас являются 374 банка, практически все они поддерживают в своих устройствах прием наших карт.

И нам очень важно доносить каждый раз, что расплатиться картой можно везде, хотя это уже новость не вчерашнего, а позавчерашнего дня. Карта для россиян новая, и некоторые опасения у граждан подчас еще встречаются.

— Насколько интересны карты «Мир» банкам?

— Мы ищем новые технологические возможности, которые можно реализовать для держателей карт. Например, как сделать карту инструментом доступа в офис, в здание вуза (если говорить о студенческих кампусных картах), рассматриваем другие технологические новшества.

Но мы тестируем их сначала у себя, чтобы потом можно было смело предлагать такую карту людям.

— Какое количество кампусов в РФ обслуживает студентов по карте «Мир»?

— У нас уже с десятками университетов по России реализуются кампусные проекты. Студент по нашей карте заходит в университет, получает на нее стипендию, расплачивается в столовой, а если у него есть льготы, то они тоже учитываются.

— Над какими новинками сейчас работаете?

— Мы задумываемся над тем, как сделать карту «Мир» универсальным проездным билетом. Интересны такие темы как, к примеру, карта болельщика того или иного клуба, с проходом на стадион и другими возможностями. Но наша задача — не просто придумать что-то новое, технологичное, а создавать то, что будет пользоваться спросом.

— Какие вы видите возможности для совершенствования?

— Если говорить о транспорте, это очень благодатное поле деятельности в области платежной индустрии. Сегодняшняя проблема — отсутствие единой системы для разных регионов, человеку нужно думать: какой здесь действует билет, где его пополнить.

Но при этом есть стандартный интерфейс взаимодействия бесконтактной карты с платежным терминалом. Он универсален, поэтому карта принимается во всех более чем двух миллионах устройствах по стране. Задача — придумать, как не пополнять проездной, а сделать так, чтобы деньги списывались сразу с банковского счета.

Кроме того, мы работаем над решением, которое позволит не просто списать деньги за разовую поездку, но и учитывать льготы для различных категорий населения.

— В каких регионах идет работа, речь идет, видимо, не о Москве?

— В Москве есть своя сложившаяся транспортная система с картами «Тройка», и потом, в мегаполисе не так просто внедрить что-то новое. Среди регионов, где у нас уже реализуется оплата бесконтактными картами «Мир» в метрополитене, — Новосибирск, Самара, Петербург, а в Нижнем Новгороде, например, возможна оплата уже не только в метро, но и в наземном транспорте.

В том числе, автобусы оснащены считывателями, с помощью которых можно обычной банковской бесконтактной картой оплатить проезд. И прием карт на транспорте — задача номер один. Задача номер два будет заключаться в умении собирать все данные по операциям, это некий дополнительный сервис.

— Как это может работать?

— Это специфическая область приема карт со своими особенностями. Карта должна распознаваться ридером, а он в свою очередь должен связаться с принимающим устройством в процессинговом центре.

Здесь требуются специальные решения для транспорта, потому что стандартные, как для любой торговой точки, не совсем подходят. Это называется транспортный предпроцессинг — создание систем и стандартов, по которым все должно работать. И это делается в связке с местными органами исполнительной власти, социальными регистрами — очень серьезная, комплексная задача.

— Это не только задача НСПК?

— Сложно сказать, чья именно задача, но и не хочется разбираться. Нужно просто брать и делать. И мы не одиноки, таким же вопросом занимаются и крупнейшие банки, и целый ряд технологических компаний. В некоторых регионах этим занимаются структуры, связанные с местными правительствами, ведь это действительно задача государственного масштаба — обеспечить удобный, что называется, бесшовный способ оплаты проезда любым инструментом, как проездным билетом, так и картой.

— Какие планы НСПК по приему и выпуску карт «Мир»?

— По приему карточек задача практически решена, основная цель на 2018 год — обеспечить прием «Мир» по бесконтактной технологии везде, где сегодня принимаются бесконтактные карты. То же самое касается и мобильных платежных сервисов.

Планы по выпуску — 54 миллиона карт. Мы отдаем себе отчет, что потенциал предписанной законом эмиссии для бюджетников ограничен. Работники бюджетных организаций в середине следующего года должны уже все получить карты «Мир».

Поэтому, вполне возможно, темпы прироста карточного портфеля в следующем году немного сократятся. Наши планы до середины 2020 года — около 70 миллионов карт «Мир».

— Видите ли вы потенциал роста платежной системы «Мир» после 2020 года?

— Да, нам, конечно, хочется, чтобы количество карт «Мир» росло за счет коммерчески успешной эмиссии. И мы будем работать в этом направлении.

— Как работает программа лояльности — кэшбэк-сервис по картам «Мир»?

— Сегодня уже сотни тысяч держателей карт «Мир» различных банков стали участниками нашего кэшбэк-сервиса. Он работает одновременно с программами банков и складывается с ними.

Если взять, например, Тинькофф банк, держатели его карт могут подключить спецпредложения дополнительно к сервису «Мира» и получать в совокупности до 30% кэшбэка. По картам ВТБ по некоторым предложениям также можно удвоить кэшбэк.

Мы работаем над расширением списка партнеров и будем стараться предложить новые акции во всех сегментах. Это и топливо, и магазины, и любимые детьми и взрослыми фастфуды, кафе, рестораны и так далее. И кэшбэк действительно будет «вкусным» — 10% и более.

— Каковы результаты внедрения карт «Мир» на территорию Крыма?

— В Крыму выпущено уже более 1,6 миллиона карт «Мир», и по итогам года Крым на втором месте по количеству операций по картам «Мир» (более 39,5 миллиона операций), Севастополь — на четвертом (12,9 миллиона операций). По этому показателю они лидеры, вместе с Москвой (66,7 миллиона) и областью (13,7 миллиона).

— Когда можно ожидать приема карт «Мир» в Турции?

— Мы находимся в процессе взаимодействия с несколькими странами. Хотелось бы, чтобы с Турцией у нас получилось наладить работу до конца следующего года.

— Каковы результаты сотрудничества НСПК и AliExpress?

— Развивается достаточно успешно, этот партнер приносит нам достаточно большую долю в общем количестве транзакций электронной коммерции.

— Как защищены карты «Мир» от мошенников?

— Карты защищены на уровне всех международных стандартов отрасли. Также и НСПК как инфраструктура имеет все необходимые эшелоны противодействия потенциальным угрозам, которые мы хорошо понимаем и осознаем свою меру ответственности.

Если говорить об обеспечении безопасности в платежной индустрии в целом, то здесь, как и вообще в жизни, основные потери, на мой взгляд, происходят от беспечности. Любая индустрия, которая имеет дело с деньгами, так или иначе привлекает к себе мошенников. Это значит, что те, кто в ней работают, должны понимать, что есть определенные запреты, например, нельзя устанавливать себе на компьютер какую-нибудь скачанную из интернета программу. В офисе должны быть внутренние системы контроля, безопасности. Это все действительно важно для нашей сферы деятельности, и как в любом бизнесе, этому вопросу необходим должный уровень внимания.

— Понятно, что банки должны обеспечивать защиту от мошенников, Центральный Банк дает рекомендации, а что же нужно делать платежной системе, НСПК?

— Прежде всего, защиту должны обеспечить собственники IT-систем. Кроме рисков информационной безопасности, есть еще специфические риски, связанные именно с платежным мошенничеством.

В этом смысле платежные системы являются своеобразным форпостом, который должен работать в ежечасном и ежесекундном контакте со всеми участниками рынка. Это всегда завязано на взаимодействии — один в поле не воин. И это в полной мере касается партнерства платежной системы с банками-участниками. Безопасность — это то, в чем все должны быть едины, консолидированы и осознавать уровень ответственности перед своими клиентами. Если все это понимают, то сложностей не будет.

— Как НСПК заканчивает год?

— Итоги этого года мы будем подводить в следующем году, поэтому пока не раскрываем цифры. Но могу сказать, что на быстро развивающиеся и растущие компании смотреть только через призму чистой прибыли неправильно, потому что в каком-то году может потребоваться много инвестиций, например, в операционные расходы или понадобится запустить новые сервисы. Кроме того, что мы пока не работаем в полной мере на рост прибыли. Но мы можем самостоятельно инвестировать средства в свое развитие и быть в этом смысле самодостаточными.

— Вы верите в массовое распространение платежных аксессуаров, браслетов, колец? Или вы думаете, что все-таки все будут расплачиваться по карте и по телефону?

— В колечки не верю. А вот браслет — да, но это больше интересно молодежи. Меня младший сын уже много раз про этот браслет спрашивал. «Мобилизация» — явный тренд на рынке. Ну, и классический форм фактор карты еще долго будет оставаться востребованным.

— По поводу карт «Мир», насколько часто сейчас расплачиваются физической картой и бесконтактно?

— Если говорить про карту «Мир», то бесконтактно расплачиваются достаточно часто.

— А через телефоны часто расплачиваются?

— Мы совсем недавно запустились с Samsung Pay, пока четыре банка предоставили своим клиентам с картами «Мир» этот сервис. Рост транзакций, безусловно, есть, но оценивать еще его рано. А если смотреть по другим платежным системам, которые уже больше года работают с этим сервисом, то количество таких транзакций тоже растет: за этот год оно увеличилось в девять раз.


Другие публикации в СМИ