6 октября
Карты «Мир» скоро можно будет загрузить в смартфон

Круглый стол платежной системы «Мир» «„Звездные войны“ или альтернативный взгляд на платежи», посвященный развитию новых платежных сервисов, прошел сегодня в рамках форума FINOPOLIS 2017.

Модератор, коммерческий директор НСПК Сергей Радченков, предложил участникам мероприятия обсудить следующие вопросы:

  • Какие сервисы и технологии победят в борьбе за клиента в условиях высокой конкуренции и быстрого изменения пользовательского поведения?
  • Новые платежные сервисы — угроза традиционным ПС?
  • Альтернативная эквайринговая инфраструктура — есть ли будущее в России?

При выборе платежного сервиса конечный потребитель, как правило, руководствуется двумя параметрами — безопасность и удобство в использовании. Одним из удачных примеров может стать Alipay — сервис, изначально разработанный для упрощения процедуры оплаты на китайских торговых площадках. Сегодня это безусловный лидер в своем сегменте. В настоящее время сервис доступен только гражданам Китая. Подробнее о проекте рассказал директор по развитию Alipay в России и СНГ Богдан Задорожный:

«Alipay — это лайфстайл-приложение, которое позволяет решать все насущные задачи обычного человека. Помимо стандартных платежных функций, например, оплаты покупок, можно включить опцию геолокации и найти ближайшие торговые точки, уже принимающие Alipay. Пользователям доступно решение ряда инвестиционных задач, таких как инвестирование небольших сумм в специальный фонд денежного рынка, со ставками, более привлекательными, чем могут дать традиционные банки. Популярны также функции бронирования билетов и гостиниц без необходимости оставлять депозит, благодаря кредитному скорингу. Скоринг — это важная составная часть Alipay, соответственно, чем выше у пользователя балл, тем больше привилегий он может себе позволить. Система также позволяет оформить в электронном виде визу в ряд стран шенгенской зоны или в Сингапур. Все, что для этого требуется — идентификация личности и подтверждение дохода, и данная информация уже содержится в системе. Кроме того, в Alipay просто решается проблема эквайринга торговых предприятий — для приема платежей компании нужен только смартфон. Сегодня оплата с помощью сервиса доступна не только в Китае, уже подключаются торговые предприятия Южной Кореи, Японии, европейских стран, России».

Мобильные платежные сервисы работают на территории России, но пока только с картами международных платежных систем. Сергей Радченков отметил, что с января по август 2017 года количество операций с использованием этих сервисов выросло с 3,5 млн до 22 млн, а доля операций за тот же период увеличилась с 0,71% до 3,5% от всех операций по картам.

При этом в нашей стране уже выдано более 21 млн национальных карт «Мир», которыми россияне активно используются. О том, насколько актуально для платежного сервиса работать с локальными платежными системы рассказал Старший бизнес-менеджер Samsung Pay Джесул Ли (Je Sul Lee):

«29 сентября Samsung Pay отпраздновал 1 год с момента запуска сервиса в России, и этот день мы ознаменовали запуском нового дополнительного решения — оплата покупок через Samsung Pay на веб-странице интернет-магазинов. Данное решение было разработано специально для российских пользователей при технической поддержке российских процессинговых компаний. Мы стремимся к тому, чтобы сервис Samsung Pay стал доступен держателям любых карт любого банка-эмитента в России. Мы рады сообщить, что Samsung совместно с НСПК работают над внедрением сервиса Samsung Pay для держателей карт „Мир“. Сейчас сервис активно тестируется, и первыми участниками этого проекта стали банки-эмитенты национальных платежных карт — банк „Открытие“, „Россельхозбанк“, Центр-Инвест банк и Челиндбанк, а также компании Compass Plus, OpenWay и TSYS».

Наряду с растущей популярностью платежей при помощи смартфонов с технологией NFC в некоторых странах уже активно распространяются платежи с помощью кодов QR. Лидером этого направления сегодня является Китай с месседжером WeChat. Насколько возможно перенести опыт зарубежных коллег в Россию и последующее создание альтернативной эквайринговой инфраструктуры — рассказал Сергей Теймуразян, заместитель Председателя Правления НКО «Русское финансовое общество»:

«За последние годы возникло множество мобильных платежных сервисов, решающих различные клиентские задачи, но пользоваться десятком разных приложений в смартфоне неудобно. Значит, клиенту нужно предложить единое приложение, которое совместит максимум возможностей. Примером такого решения является система Wechat pay на основе QR-кодов. Эта технология имеет более низкую себестоимость и ее использование более выгодно для всех участников рынка, ее использование будет интересно как для действующим торговцам, так и новым, особенно в тех сегментах, где важны стоимость оборудования и размер торговой уступки (merchant discount). Единственное обязательное условие для работы технологии — наличие хотя бы у одной стороны (покупатель/продавец) интернета. В России в 2014 году появилась платежная система Sendy, сосредоточенная на возможности совершать оплату с помощью мобильного телефона путем сканирования QR-кода. Основная цель новой ПС — предоставить единое приложение на базе смартфона, объединяющее едиными правилами и процедурами всех участников платежного процесса».

В последние несколько лет у россиян стали популярны электронные кошельки. О том, каким должен быть современный платежный сервис, чтобы выиграть борьбу за клиентов, рассказала Алла Савченко, директор по продуктам компании Яндекс.Деньги:

«Платежный сервис должен быть не просто адаптивным — он должен думать за пользователя и предлагать помощь в нужные минуты. И победит в конечном счете тот, кто будет растить клиента для себя, поэтому сервис должен быть максимально персонализированным, бесшовным, безопасным и выгодным. Но каждый из этих плюсов ценен для пользователя только в определенные моменты и в определенном контексте, а в других обстоятельствах способен, наоборот, подорвать доверие к системе».

Процессинговый центр «КартСтандарт» является независимым процессингом, оказывающим услуги процессирования платежных карт в РФ и СНГ. Исполнительный директор «КартСтандарт» Майя Глотова представила свою точку зрения на развитие платежной индустрии:

«Клиенты хотят совершать ежедневные платежи просто, удобно, мгновенно. Но между технологиями как таковыми и клиентским сервисом лежит огромная пропасть. Победит тот, кто быстрее выстроит мост. Сегодня не банки определяют тренды и заводят карты в смартфоны, это делают совершенно другие компании, а банки идут за этими трендами. Любая технология, чтобы стать успешной, должна быть масштабной. А для этого платежные системы должны определить и зафиксировать протоколы, которые будут едины для всех. Тогда уже все конечные клиенты будут понимать, что это за сервис, и будут воспринимать его естественно. Поэтому я не вижу в наших „звездных войнах“ какой-то угрозы традиционным платежным системам».

Завершился круглый стол выступлением Александры Красновой, финансового блогера, журналиста Сравни.ру. Александра рассказала о современных платежных сервисах с точки зрения пользователя: как пользователи выбирают платежные системы, насколько удобно ими пользоваться, что их раздражает и к чему хотелось бы прийти:

«Конечно, людям очень нравится, что технологии развиваются, что платить стало удобнее. Но есть и ряд моментов, которые остаются неудобными. Прежде всего, отмечу недостаток инфраструктуры: не все терминалы корректно работают, а в некоторых городах нашей большой страны ApplePay даже и не слышали. А кроме того, телефоны разряжаются, и ты можешь остаться не только без связи, но и без денег. Еще один нюанс — выбрать из большого количества вариантов тот, который нужен именно тебе. Здесь все решает выгода — где лучше плюшки, больше cash-back. Подводя итоги, скажу, что люди хотят меньше приложений, чтобы не думать, какой системой лучше воспользоваться сейчас. В этом плане такой сервис как Яндекс.Деньги — хороший пример, тут и по QR-кодам можно заплатить, ApplePay, и получаешь cash-back».


Другие новости проекта