30 августа
Побольше канцелярии и поменьше цветов: как россияне готовятся к 1 сентября

В Национальной системе платежных карт (оператор платежной системы «Мир») рассказали о том, как россияне готовят детей к новому учебному году. Покупать нужные товары к школе жители нашей страны предпочитают заранее, а больше всего денежных средств при этом тратят на канцелярские принадлежности.

За сколько по времени начинают готовиться

Согласно данным исследования, проведенного исследовательской компанией MARC по заказу платежной системы «Мир», подавляющее большинство опрошенных россиян, у которых есть дети школьного возраста (21%), начинают готовиться к новому учебному году за 2-3 недели. Практически в половину меньше −12% — за 4-5 недель. И только 5% откладывают покупки «на потом» — до последней недели августа.

Самыми предусмотрительными оказались жители Южного федерального округа, где 20% опрошенных начинают покупать необходимые для учебы товары более, чем за 5 недель до 1 сентября — это самый большой показатель в России. А вот в Приволжском округе, напротив, оказалось самое большое количество тех, кто начинает готовить ребенка ко Дню знаний за одну неделю — 14%.

«Результаты исследования, равно как и анализ безналичных трат россиян показывают, что жители нашей страны предпочитают готовить детей ко Дню знаний заранее. В этом году спрос на необходимые для школы товары планомерно возрастал с начала месяца, а пик его пришелся на 19-21 августа», — рассказывает начальник отдела маркетинговых исследований и аналитики платежной системы «Мир» Ирина Лобанова.

Сколько тратят на подготовку к началу учебного года

В 2017 году, по данным исследования, 20% опрошенных россиян в связи с началом учебного года тратили на одного ребенка от 10 до 20 тыс. рублей, немного меньше — 13% — от 5 до 10 тыс. рублей.

При этом жители Северо-Западного федерального округа в 3 раза чаще, чем россияне в целом, тратят на эти цели более 30 тыс. рублей: на их долю приходится 15%, в то время как по стране этот показатель находится на отметке в 5%. В то же время жители Уральского федерального округа чаще других тратили на подготовку к учебному году менее 5 тыс. рублей (18% против 8% в целом по России).

А вот в этом году россияне также рассчитывают уложиться в сумму от 10 до 20 тыс. рублей — об этом заявили 15% опрошенных.

Несмотря на ожидания россиян, аналитика НСПК показывает, что сумма, которую россияне тратят в преддверии Дня знаний 2018 года, показывает устойчивый рост. Например, в магазинах, торгующих канцелярскими принадлежностями, жители нашей страны стали тратить на 52% больше денежных средств, чем годом ранее, в книжных магазинах — на 48% больше, в обувных — на 27% больше.

Какие покупки совершают

По мнению опрошенных компанией MARC россиян, одной из самых незначительных категорией трат в этом году стали цветы и подарки учителям. Только 23% опрошенных заявили о том, что собираются приобретать их к учебному году. При этом меньше всего тех, кто вспомнил про эту трату, проживает в Центральном федеральном округе (17%), а больше всего — в Приволжском (31%).

«Под незначительностью в данном случае следует понимать не личное отношение людей к этой категории трат, а тот факт, что цветы и подарки учителям не становятся первоочередной покупкой, о которой вспоминают, планируя траты ко Дню знаний. Россиян больше интересует обеспечение всем необходимым своего ребенка — школьными ранцами, формой, ручками и пеналами и пр.», — поясняет Ирина Лобанова.

Так о готовности купить к новому учебному году школьно-письменные принадлежности заявили 54% опрошенных, школьную и спортивную форму — по 52%, школьную сумку — 51%, о покупке сменной обуви для ребенка заявили 48% опрошенных.

Анализируя безналичные траты россиян в преддверии Дня знаний (с 1 августа по 27 августа включительно), эксперты НСПК отмечают, что наиболее значимый, по сравнению с прошлым годом, рост показали магазины канцелярских и офисных принадлежностей. В них держатели банковских карт из России стали оплачивать покупки на 87% чаще, чем в 2017 году. Средний чек здесь составил 914 рублей. На втором месте — книжные магазины, где рост числа безналичных операций составил 51%, а средний чек — 801 рубль. И на третьем месте — магазины одежды (49%, 2 982 рубля).

«Также интересно отметить, что в этом году значительно увеличился интерес россиян к магазинам открыток, подарков и сувениров. Рост числа операций в таких торговых точках превысил 100% при одновременном падении среднего чека с 2 871 рубля в 2017 до 1 298 рублей в 2018. Иными словами, россияне в преддверии 1 сентября стали значительно чаще покупать мелкие подарки и сувениры, а тратить при этом стали чуть меньше, чем годом ранее», — рассказывает начальник отдела исследований и аналитики платежной системы «Мир» Ирина Лобанова.


Другие пресс-релизы